Май 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  
► ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Случайное фото
img_1178_1.jpg img_3921_1.jpg img_2204_2.jpg img_0957_1.jpg
АРХИВ

Разрушенные храмы живы в нашей памяти

История хранит безбожные страницы
Еще не позабытых грозных лет. 
Но можем мы сегодня, слава Богу, помолиться
И в новых храмах, и в тех, которых нет.        (Из песни).

 

При Свято-Иверском храме поселка Теплое успешно работают две Воскресные школы: для детей ( занятия проводятся каждое воскресенье) и для взрослых ( каждое последнее воскресение месяца). В последний день сентября, в воскресенье, в них начался новый учебный год.

В школе для взрослых первое занятие (30 сентября) было посвящено храмам Тепло-Огаревского района. Занятие открыли молитвой, а затем прозвучала песня «Разрушенные храмы». Ее автор – краснодарский педагог, но песню поют во многих храмах. В нашей церкви ее исполняли Н.И. Ремизова и С.Ю. Лаптева, а припев пели все присутствующие на этом уроке. Затем в совместном исполнении прозвучала еще и песня о русском духе. Надежда Ильинична назвала тему первого занятия «Храмы – исторические памятники Тепло-Огаревского района» – это краеведческий фотоэкскурс по историческим местам нашего края, его основу составили храмы, которые существовали, которые посещали теплоогаревцы, молились в них.

А первое слово было предоставлено настоятелю Свято-Иверского храма, протоиерею Валентину Дудину. Он коротко рассказал о задачах родительского всеобуча, отметил, что на уроках будут рассматриваться моменты, отдельные эпизоды церковной жизни, в том числе культурные, культурологические, религиозные традиции. Потому что история движется вперед, и моменты прожитого составляют исторический процесс. Батюшка подчеркнул, что само государство российское созидалось на духовных потребностях и устремлениях человека. И возведение храмов – это тоже потребность человеческой жизни. Государство и церковь идут параллельно, а где их ветви пересекаются, они объединяются в самые трудные моменты, периоды жизни. Не случайно в настоящее время разрабатывается общая духовно-государственная концепция, то есть церкви и государства. Настоятель храма остановился на преподавании православия в наших школах, заметив, что отдельные жители думают, будто на этих уроках будут бить поклоны и чуть ли не готовить в монастырь. Он подчеркнул, что, на самом деле, преподавание основ православия в школе – это, прежде всего изучение православия и других религий в культурологическом аспекте. Не случайно здесь будет уделяться внимания храмам как хранителям нашей культуры, эстетики и этики. Отец Валентин также отметил, что в воскресных школах составляется свод песен, и прозвучавшие сегодня песни о разрушенных храмах и о силе русского духа займут достойное место в этом ряду вместе с книгой – альбомом, посвященной храмам Тепло-Огаревского района. Потому как основными памятниками и объектами зодчества на территории Тепло-Огаревского района являются православные храмы. А затем урок продолжила Надежда Ильинична Ремизова. Она представила слушателям воскресной школы недавно изданную книгу о храмах Тепло-Огаревского района. Это небольшое, но очень красочное издание, каждая страница которого посвящена истории наших храмов. На каждой странице – снимок церкви. Поскольку они сделаны летом этого года, то они представляют собой храмы в современном виде, разрушенные не временем, а руками людей. Отец Валентин долгое время работал в архивах, чтобы собрать материал. А в подготовке альбома к изданию ему помогали единомышленники из числа молодых. …Меняются на экране картины-страницы книги. Здесь исторические сведения о селе Теплая и об образовании Тепло-Огаревского района 22 июня 1924 года. В него вошли населенные пункты 3-х уездов – Крапивенского, Богородицкого и Чернского. На момент образования нашего района в его селах насчитывалось 15 церквей. В газете за 1988 год сообщалось, что «на данный момент 8 церквей (из 15) исчезли полностью,7 находятся в различной степени сохранности (большинство полуразрушены или сохранились в руинах)». В конце 1770 – начале 1780-х гг. возникла деревня Теплая. Документы 18 века позволяют дать точный ответ о происхождении ее названия: деревня получила его по названию Теплого оврага, отмеченного на плане Генерального межевания 1792 года. К середине 19 века существовало две слободы, одна из которых считалась деревней и принадлежала Московской Голицынской больнице, а вторая была владельческим сельцом. Всего там было 42 двора и крепостных душ 179 мужского пола и 186 женского. В Теплой было 50 купцов и мещан, которые вели там торговлю. А на экране – Свято-Иверский храм, тот, который стоял несколько десятилетий после его разгрома в 30-е годы и после его обстрела в годы войны, разбитый, заросший травой. Страшная судьба ждала и последних батюшек. Александр Афанасьевич Соколов был расстрелян на Соловках, а последний, Яков Дмитриевич Рубан, был арестован и заключен в Белевскую тюрьму, а затем расстрелян. Церковь фактически была уничтожена, и только в конце 80-х началось ее возрождение. Очищали ее от хлама, копоти и грязи жители Теплого и окрестных деревень, в том числе и школьники. Многое сделано за эти годы, но еще многое предстоит и сделать. И вот на экране здание Свято-Иверского храма в его современном виде. Очень красиво смотрится наша церковь. – Когда появился приход в селе Петровское – Нарышкино неизвестно, но его название связано с церковью, – продолжает свой рассказ Надежда Ильинична. – Изначально здесь стоял деревянный храм во имя апостола Петра и Павла. В1974 году на средства бригадирши Леонтьевой была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы, и с приделом во имя Петра и Павла. Надежда Ильинична интересно рассказывает и о приходе. Оказывается, село Нарышкино было больше деревни Теплой. А рядом с ним были сельцо Качанское и сельцо Новоселки. Успенский храм не прекращал свою деятельность. В нем долго служил священник Михаил Тихонович Козачинский, который оставил о себе добрую память. А урок продолжается рассказом Н. И. Ремизовой о храмах, которые сохранились частично. На экране Успенский храм с. Успенское. Его строили с1809 по 1813 год. А службы проходили в нем до 1925 года. Потом его закрыли. Во время коллективизации в здание церкви свозили зерно, а затем была установлена мельница. В 1957 году ходатайство жителей об открытии церкви было отклонено. На экране Богоявленская церковь в с. Раево, она не работает с 1930 года. Церковь была построена на самой высокой точке Среднерусской возвышенности – 293 метра над уровнем моря. Рядом с церковью были построены больница, школа, которые перестали действовать в 60-70-е годы. С тех пор храм регулярно подвергался разорению, все его помещение перерыто, уничтожено часть стены, но все-таки церковь стоит! А в прошлом году у местных жителей появилась надежда, что храм этот восстанет из руин. Руководитель одного из частных земледельческих хозяйств, решил заняться возрождением храма и уже потихоньку хлопочет. Удивительно то, что в храме в последние годы по просьбе прихожан, жителей окрестных деревень, проходят богослужения! Их проводит настоятель Свято-Иверского храма протоиерей Валентин Дудин. Частично сохранена и церковь св. Алексия, митрополита Московского (1753г). Эта церковь считается усадебной. Она входила в комплекс усадьбы лесовода Павла Ивановича Левицкого. Примерно такой же внешний вид и у Казанской церкви в с. Ивановское (ныне д. Бродиловка). Она была построена в 1794 году, а закрыта в 20-х годах прошлого века. Частично разрушена и Покровская церковь в с. Покровское., построенная в 1818 году. В середине 1930-х годов службы в храме были прекращены, но священник тайно проводил их у себя дома. Стены церкви пережили жестокие бои зимой 1941 года. После войны церковь использовали как склад под зерно. Но из этих 15 церквей, построенных в18-19 веках на теплоогаревской земле, 8 храмов разрушены полностью, исчезли с лица земли. Не стало Ахтырской церкви в д.Одинцово, построенной в 1866-1867гг. Ее стали рушить в 20-е годы, а в 50-е окончательно разобрали. На месте церкви долгое время был полевой стан МТС. Рядом с церковью находились подвальное помещение, усыпальница, в которой были захоронены Левицкие. Оттуда убрали могильные плиты, разобрали кладку вокруг них и сделали склад для хранения топлива. Сейчас на месте храма отдельные фрагменты. В 1937 году была разгромлена и церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Большое Огарево, построенная в 1784 году. Ее священника увезли в неизвестном направлении, а книги и утварь разобрали по домам. В 1958 году был взорван храм в д. Хилково. Это была церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, построенная в 1795 году. В с. Волчья Дубрава храм Покрова Божией Матери (1835г.) работал до1940 года, а в 1941 году его отдали под клуб, в период оккупации немцы сделали в нем конюшню. К 1952 году от церкви осталась только башня, в которой был склад. Потом его разобрали, а кирпич использовали для строительства свинарника. Но в дальнейшем свинарник сгорел. Сейчас на месте храма стоит поклонный крест. Установлен поклонный крест и на месте церкви Преображения Господня, построенной в 1784 году в селе Спасское. Этот храм был взорван в 1958 году. В 1917 году не стало церкви Дмитрия Солунского, построенной в 1765г. в деревне Плесы. На месте церкви сохранились ключи, которые с давних времен называются святыми колодцами. В 1928 году была сожжена Казанская церковь в селе Казанское, построенная в 1796 году. Священника этого храма большевики расстреляли на пороге своего дома. Несколько икон этого храма сохранила у себя дома жительница села Анна Никитична Маркина, няня известного поэта Евгения Евтушенко. Эти иконы перед смертью она передала в Свято-Иверский храм п.Теплое. Полностью разрушен храм Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1795 году в с. Колычево. Давно не стало и этого села. Такова судьба храмов, построенных в нашем районе, о которых рассказала присутствующим преподаватель Воскресной школы Н.И.Ремизова. А завершился этот урок песней – той же, с которой и начинался. Под сводами нашего восстановленного храма вновь зазвучали слова:

Стозвон колоколов, упавших с колоколен,

Как эхо отзываются в сердцах.

Разрушенные храмы живы в памяти народной,

  Они, как Китеж, но только в небесах.

На месте их давно стоят другие зданья,

Но светится земля в ночной тиши.

Мы словно в Божий храм сюда приходим с покаяньем

И здесь возводим храм своей души.

Занятие воскресной школы завершилось, но уходить сразу не хотелось. Валентина Александровна Абрамова из поселка Теплое делится своими впечатлениями: – Я пришла, чтобы помолиться и поставить свечи, а тут сегодня такое занятие, просто невозможно было уйти, столько узнала нового и интересного. Спасибо его организаторам. Действительно, никто не спешил уходить после всего услышанного и увиденного на этом уроке. По-иному смотрелся и наш храм, немало переживший на своем веку. Но восставший, восстановленный, действующий. И почитаем прихожанами. Радует и то, что наш батюшка, отец Валентин, большое внимание уделяет не только своей церкви. Это он по крупицам собирал этот материал, чтобы теплоогаревцы помнили и знали, какой благословенной была теплоогаревская земля, ее народ, как любили наши предки свой край и молились о его благополучии. З. Надёжина.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.